music

Аннотация

к рабочей программе по музыке 1-7 классы

Данная рабочая программа по музыке составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений «Музыка. 1-7 классы», авт. Э.Б. Абдуллин, Т.А. Бейдер, под научным руководством Д.Б. Кабалевского, рекомендованной Министерством образования Р.Ф., Москва, «Просвещение», 2007 год, в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по музыке, определяет содержание, формы и методы музыкального образования в основной школе.

Актуальность

Изучение предмета «Музыка» на основной ступени направлено на формирование представлений о музыке как виде искусства, а также представлений о богатстве и многообразии музыкальной жизни страны, изучение народного музыкального творчества в его взаимосвязях с профессиональной композиторской русской и зарубежной музыкой от эпохи средневековья до рубежа ХХ века в контексте стилевого подхода. При обращении к отечественному и зарубежному музыкальному искусству ХХ века в центре внимания оказывается многообразие его стилевых направлений, традиции и новаторство в музыке академической направленности и современной популярной музыки.

Концепция программы

Музыкальное образование (воспитание, обучение и развитие) в основной школе способствует дальнейшему развитию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыке и жизни, формирования личностной позиции в мире искусства, подготовки учащихся к музыкальному самообразованию. Общение подростков с музыкой открывает возможность для духовного становления личности и ее творческого самовыражения.

Изучение музыки направлено на достижение следующей цели:

Формирование представлений о музыке как виде искусства, а также представлений о богатстве и многообразии музыкальной жизни страны, изучение народного музыкального творчества в его взаимосвязях с профессиональной композиторской русской и зарубежной музыкой от эпохи средневековья до рубежа ХХ века в контексте стилевого подхода.

Обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения к музыке и знаний музыки в период обучения в основной школе осуществляется в первую очередь за счет расширения диапазона изучаемых произведений в жанрово-стилевом отношении, более широкого представления в музыкальном репертуаре образцов народной и профессиональной (классической и современной) музыки как светской, так и духовной. При этом произведения духовной религиозной музыки рассматриваются в культурологическом аспекте. Важной составляющей изучаемого учащимися музыкального репертуара становятся образцы современной популярной музыки.

Задачи

  1. становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
  2. развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
  3. освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
  4. овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
  5. воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.

Основные принципы отбора материала:программа по музыке в основной школе построена по принципу линейной структуры, которая содержит следующие разделы:

  1. Три кита в музыке: песня, танец, марш. О чём говорит музыка. Куда ведут нас три кита. Что такое музыкальная речь.
  2. Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость. Интонация. Развитие музыки. Построение музыки.
  3. Музыка моего народа. Между музыкой моего народа и музыкой народов моей страны нет непереходимых границ. Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ. Композитор-исполнитель-слушатель.
  4. Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что стало бы с литературой, если бы не было музыки? Можем ли мы увидеть музыку? Можем ли мы услышать живопись?
  5. Преобразующая сила музыки. В чём сила музыки?
  6. Музыкальный образ. Музыкальная драматургия.
  7. Что значит современность в музыке. Музыка «лёгкая » и «серьёзная». Взаимопроникновение лёгкой и серьёзной музыки. Великие наши «современники».

Организация образовательного процесса

Программа разработана и направлена на реализацию полноценного общения школьников с высокохудожественной музыкой в современных условиях, широкого распространения образцов поп-культуры в средствах массовой информации, на проявление исполнительской деятельности учащихся, различного рода импровизации, на освоение элементов музыкальной грамоты, на развитие творческого начала в размышлениях о музыке, индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности.

Формы : урок.

Типы уроков:

  1. - урок изучение нового материала;
  2. - урок совершенствования знаний, умений и навыков;
  3. - урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;
  4. - комбинированный урок;
  5. - урок контроля умений и навыков.

Виды уроков:

  1. урок – беседа;
  2. лабораторно-практическое занятие;
  3. урок – экскурсия;
  4. урок – игра;
  5. выполнение учебного проекта.

Методы обучения:

  1. Словесные, наглядные, практические;
  2. Индуктивные, дедуктивные;
  3. Репродуктивные, проблемно-поисковые;
  4. Самостоятельные, несамостоятельные.

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:Хочу такой сайт

  1. Стимулирование и мотивация интереса к учению;
  2. Стимулирование долга и ответственности в учении;
  3. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
  1. Устного контроля и самоконтроля.

Письменного контроля и самоконтроля.

Логические связи предмета «Музыка» с другими предметами учебного плана

Интегративный характер содержания обучения музыки предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей с литературой, историей, изобразительным искусством.

Предполагаемые результаты

Программой предусмотрено освоение учащимися музыкальных умений и навыков, приобретаемых в различных видах музыкально-творческой деятельности и способствующих личностному постижению преобразующей силы музыки. При этом музыкальные умения связаны главным образом с творческим, никогда не повторяющимся процессом. Музыкальные навыки являются базой для музыкально-исполнительской деятельности, требующей определенной подготовки и развития психофизиологического аппарата ребенка, что является необходимым условием для достижения эстетического, подлинно художественного воплощения музыкального образа исполняемого произведения и самовыражения ребенка.

В слушании – это умения и навыки:

• интонационно-образно воспринимать музыкальное произведение в единстве его содержания и формы и характеризовать свое внутреннее состояние, свои чувства, переживания и мысли, рожденные этой музыкой;

• передавать особенности развития музыкальных образов и их взаимодействия в музыкальном произведении, его интонационные, жанровые и стилевые особенности и воплощать свое отношение к музыке в слове, в рисунке, в пластике и др.;

• дифференцированно слышать отдельные компоненты музыкальной ткани (звуковысотные, метроритмические и ладовые особенности; гармонию; полифонию; фактуру) и ее композиционные функции;

• понимать значение исполнительской интерпретации в воплощении художественного замысла композитора;

• сравнивать различные интерпретации музыкального произведения и аргументировано оценивать их;

• выявлять жизненные истоки музыки, общее и различное между прослушанным произведением и другими музыкальными произведениями того же автора, сочинениями других композиторов, произведениями других видов искусства.

Литература

1.Ю.Б. Алиев. Настольная книга школьного учителя-музыканта. Москва. Издательский центр «Владос». 2000 год.

2.«Искусство в школе». Периодический журнал. 2004-2009 годы.

3.«Музыка в школе». Периодический журнал. 1996-2003 годы.

4. .Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина «Музыка». Москва, «Просвещение». 2006 год.

5.Ю.Б. Алиев. «Музыка». Учебник для 5 - 8 кл.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (928) 577-04-17

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».