Справка о проведении профилактической работы в МБОУ «СОШ № 15» по предупреждению правонарушений, безнадзорности, бродяжничества, наркомании, негативных привычек

29.10.2020

Проблема помощи детям и подросткам обозначена в нашем обществе особенно остро. Особое внимание обращает на себя возрастающее число обучающихся с патологией, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Безусловно, таким детям необходима педагогическая реабилитации и коррекция.

Перед школой стоит задача организации действенной системы мер по профилактике отклонений в развитии личности и поведении детей и подростков – профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.

Особенно актуальной проблема формирования всесторонне развитой, общественно-активной, социально-полноценной личности становится в том случае, когда речь идет о работе с детьми и подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации, так называемой “группе риска”. К категории детей “группы риска” обычно относят детей из неблагополучных семей, плохо успевающих в школе, характеризующихся различными проявлениями девиантного поведения и т.д.

Поэтому одно из важных направлений воспитательной работы нашей школы – профилактика правонарушений, девиантного поведения, бродяжничества, безнадзорности в детской среде, формирование ЗОЖ, а так же раннего семейного неблагополучия.

Вся работа, направленная на реализацию программ по формированию здорового образа жизни и негативного отношения по употреблению ПАВ, по профилактике правонарушений и безнадзорности  в подростковой среде в школе ведётся на основе нормативно- правовой базы, регламентирующей деятельность общеобразовательного учреждения в данном направлении.

 

Основные цели и задачи  деятельности  педагога-психолога:

  • оказание психолого-педагогической помощи обучающимся и их родителям;
  • развитие морально-устойчивой жизненной позиции обучающихся и воспитание их здорового образа жизни;
  • изучение трудностей в обучении и воспитании учащихся с помощью методик психодиагностики;
  • выявление психологических причин, вызывающих затруднения обучающихся и педагогов в учебно-воспитательном процессе;
  • выявление лиц "группы риска", склонных к злоупотреблению психоактивными веществами, алкоголем, наркотиками;
  • профилактика и предупреждение правонарушений, вредных, пагубных привычек и злоупотребления психоактивных веществ несовершеннолетними подростками школы;
  • обеспечение безопасности детей, снятие их стрессового состояния;
  • снижение эмоционального напряжения обучающихся, педагогов, родителей;
  • корректирование поведения обучающихся с помощью психотерапии;
  • изучение трудных семей, оказание им медико-психолого-педагогической помощи
  • повышение уровня знаний обучающихся об опасности курения, употребления алкоголя, наркотиков, ПАВ;
  • формирование  у   обучающихся, родителей, педагогов школы ответственности за свое здоровье.

 Деятельность  педагога-психолога по формированию здорового образа жизни и негативного отношения по употреблению ПАВ, по профилактике правонарушений и безнадзорности проводится по всем направлениям работы:

   1.Диагностика.

  2.Психопрофилактика.

 3.Коррекционно-развивающая работа.

                  4.Консультирование.

                 5.Методическая и экспертная работа.

 

1.В начале каждого учебного года в школе оформляются социальные паспорта всех классов, впоследствии составляется единый социальный паспорт школы. На основании данных социальных паспортов создается банк данных учащихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и семей, находящихся в социально-опасном положении, с целью последующей помощи им.

Создание банка данных осуществляется совместно с социальным педагогом.

Банк данных составляется в сентябре и корректируется в течение всего учебного года.

 

2.Диагностика проблем личностного и социально-психологического  развития детей и подростков, включенных в банк данных и попадающих в сферу деятельности системы профилактики. В деятельности по профилактике правонарушений, особое внимание уделяется диагностической деятельности детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации

Данная функция необходима для уточнения социально-психологических особенностей ребенка и параметров его проблемной ситуации. Тесное сотрудничество с социальным педагогом благотворно влияет на результативность данной деятельности. Мы изучаем индивидуальные особенности ребенка и выявляем его интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении, определяем их причины, отслеживаем истоки возникновения конфликтных ситуаций; исследуем условия и особенности отношений с социумом, жизнедеятельности ребенка.

С помощью диагностических методик происходит выявление учащихся, склонных к нарушению дисциплины, антисоциальным нормам поведения, отстающих в учебе, определение причин отклонений в поведении нравственном развитии, а так же индивидуальных психологических особенностей личности у выявленных школьников, положение ученика в классе, характер взаимоотношений с товарищами, причины отклонений в межличностных отношениях, изучение интересов, способностей и склонностей ученика, изучение контактов ребенка за пределами школы, их влияние на данного ученика, выявление уровня социального благополучия ребенка, выявление ситуаций жестокого обращения и пресечение насилия на начальном этапе.

Диагностический инструментарий педагога-психолога  включает в себя психологические методики: метод наблюдения, беседа, анкетирование, тестирование, анализ документов и др.

Правильное и полное изучение личности ребенка, его окружения, семьи помогает правильно и полно выполнить третью функцию алгоритма.

3. Разработка плана психолого-педагогической коррекции личности.

По результатам диагностики  определяется суть проблемы или совокупности проблем и, опираясь на банк технологических подходов, подбираются психолого-педагогические, социальные средства для эффективного разрешения данной проблемы.

Планы разрабатываются для оказания своевременной социально-психолого-педагогической помощи и поддержки ребенку, находящемуся в социально опасном положении или обучающемуся «группы риска».  Они должны предусматривать вовлечение ребенка и его окружения в процесс преодоления проблемной ситуации, создание условий для освоения ребенком позитивного опыта разрешения проблем.

4. Реализация индивидуального плана по улучшению жизненных ситуаций несовершеннолетних. Данная функция защищает принципы индивидуального подхода в решении проблем детей.

Ведущими методами, которые включены в этот план - являются: социально-психологический  патронат, беседы, наблюдения, консультирование и т.д.

В рамках индивидуальной профилактической работы происходит планирование деятельности  по улучшению жизненных ситуаций несовершеннолетних, поэтому необходимо:

-распределение (сообразно целям и задачам деятельности) участия и ответственности всех привлеченных к реализации программы сторон;

-определение цели педагогического воздействия, средства, исполнителей;

-способствование активизации и развитию личностных ресурсов ребенка и его семьи, -------формировать и поддерживать мотивацию на преодоление возникших трудностей;

предупреждение отклонения в поведении обучающегося;

-содействие в получении ребенком необходимых видов помощи и поддержке в разрешении трудной жизненной ситуации;

-продумывание методов и форм работы с ребенком и его окружением по улучшению трудной жизненной ситуации;

-осуществление представительства и защиты прав ребенка и семьи в учреждениях системы профилактики;

-продумывание вовлечения обучающихся в различные виды положительной социальной деятельности и обеспечение успеха в ней,

-необходимо предусмотреть изменения характера личных отношений воспитанников со сверстниками и взрослыми;

-способствование изменению условий семейного воспитания (исходя из возможностей школы), привлекая для этой цели службы и ведомства системы профилактики.Хочу такой сайт

Основным критерием оценки эффективности индивидуальной профилактической работы является улучшение положения и качества жизни ребенка, устранение источников неблагополучия, расширение возможной защиты права ребенка на достойную жизнь, здоровье, образование и реализация его способностей.

Профилактическая работа школы направлена также на создание благоприятного психологического климата между всеми участниками образовательного процесса, актуализацию мотивационной сферы учеников – важного условия на формирования установок на здоровый образ жизни, предупреждения противоправных поступков.

Согласно Закону РФ № 120 “Об основах системы профилактике правонарушений, бродяжничества и беспризорности” с учащимися, состоящими на различных формах учета, ведется индивидуально-профилактическая работа, основными формами которой являются следующие:

– изучение психологом особенностей личности подростков, занятия по коррекции их поведения, обучения навыкам общения,

– посещение уроков с целью выяснения уровня подготовки учащихся у занятиям,

– посещение на дому с целью контроля над условиями их семейного воспитания, подготовкой к урокам, организацией свободного времени, занятостью в каникулярное время,

– психолого-педагогическое консультирование родителей, учителей – предметников, классных руководителей с целью выработки единых подходов к воспитанию и обучению учащихся школы,

– индивидуальные и групповые профилактические беседы с учащимися и их родителями,

– вовлечении подростков в социально значимую деятельность через реализацию проектов, программную деятельность, занятость их в учреждениях дополнительного образования, участия в школьных мероприятиях.

Педагог-психолог является активным участником процесса адаптации детей в социуме. В школе проводятся психолого-педагогические консилиумы по адаптации обучающихся 1-ых и  5-ых классов.

Огромное значение играет работа с родителями: выступления на родительских собраниях, индивидуальные консультации, психолого-педагогическое просвещение родителей через педагогические лектории и тематические родительские собрания, знакомящие с особенностями возраста ребенка, методикой бесконфликтного общения, психологией семейных отношений.

В последнее десятилетие для России употребление несовершеннолетними алкоголя, наркотических средств и других психоактивных веществ, превратилось в проблему, представляющую серьезную угрозу здоровью населения, социальной сфере и правопорядку.

Работа по формированию навыков здорового образа жизни.

В школе проводятся различные мероприятия посвященной профилактике наркомании: классные часы, тренинги, конкурсы, игры по антинаркотической направленности.

Ежегодно в школе проводятся исследования информированности учащихся о проблемах влияния курения и других вредных привычек на организм показывают актуальность этой темы.

Сначала учащимся предоставляется объективная информация об отрицательном влиянии табака, алкоголя, наркотических веществ на организм человека, на различные органы.

Неотъемлемой частью профилактической работы школы является работа по формированию основ здорового образа жизни учащихся и их родителей, тем более, что понятие “здоровье” включает в себя здоровье физическое, психическое и нравственное.

Особое внимание в школе при формировании культуры здорового образа жизни уделяется созданию “моды на здоровье” в окружающих подростка условиях. Определенная система социально-педагогических мероприятий, формирующих сознание, духовность, индивидуальный образ жизни, направлена на сохранение и укрепление здоровья учащихся. Особое внимание в формировании ЗОЖ в школе уделяется вопросам психического (душевного) здоровья ребенка.

Работа ведется в нескольких направлениях:

Диагностическая, коррекционно-развивающая деятельность социально-психолого-педагогической службы (выявление причин возникающих проблем на начальной стадии, работа по ликвидации проблем через тренинги, индивидуальные занятия, беседы и т.д.),

Вовлечение обучающихся в социально-значимую деятельность, в классные и школьные кружки, мероприятия, а так же в работу  учреждения дополнительного образования.

Охват кружковой и спортивной работой детей “группы риска”.

Ведётся совместная  инд. работа инспектора ИДН, КДН, участковым с учащимися и их семьями, состоящих на различных видах учета.

 

Профилактическая работа с обучающимися, пропускающими учебные занятия.

В школе осуществляется контроль за получением образования несовершеннолетними. Строгий учет пропущенных уроков, работа по ликвидации пропусков без уважительной причины, устранению пробелов в знаниях неуспевающих учащихся, коррекционно-развивающие занятия с ними, деятельность по выявлению не обучающихся детей. Основные формы работы школы в этом направлении: разработаны модель сопровождения и алгоритм работы с обучающимися, пропускающими учебные занятия, проведение семинаров и педагогических совещаний для педагогов школы, правовое просвещение детей и их родителей.

В согласии с Законом РФ № 120 “Об основах системы профилактике правонарушений, бродяжничества и беспризорности” в школе сформирован Совет по профилактике правонарушений. Совет по профилактике создается по приказу директора. План работы утверждается на учебный год. Совет по профилактике правонарушений организует и проводит работу с учащимися и их родителями

Воспитание потребностей и навыков правомерного поведения требует формирования в школьном коллективе отношений, основанных на строгом выполнении законов школы, общества, государства. Этому способствует регулярное проведение (1раз в месяц, а также при необходимости) заседаний Совета по профилактике правонарушений школы, где неоднократно рассматривались персональные дела учащихся, пропускающих учебные занятия, имеющих неудовлетворительные отметки, совершившие какие-либо проступки или правонарушения.

На заседаниях Совета по профилактики правонарушений регулярно заслушиваются вопросы поведения и успеваемости подростков “группы риска”, приглашаются родители не в полной мере выполняющие свои родительские обязанности в воспитании и образовании детей и др.

Систематически раз в месяц, а так же по острой необходимости проводятся рейды в семьи с целью проверки жилищно-бытовых условий, условий проживания учащихся, их занятости во внеурочное время.

  Проводимая школой работа по профилактике девиантного поведения обучающихся порой является единственным сдерживающим фактором для некоторых несовершеннолетних детей и подростков, поэтому организация деятельности школы в этом направлении – одна из важных задач, стоящих перед педагогическим коллективом

 

Взаимодействие специалистов в работе и оказании помощи и поддержки детям “группы риска”.

Работа педагога –психолога по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в школе проводится в тесном сотрудничестве со следующими службами: КДН при администрации района, ОДН при районном отделении милиции, отделом опеки и попечительства при администрации района, управлении социальной защиты населения, центральной больницей и другими лечебно-профилактическими учреждениями, учреждениями культуры, социальным центром реабилитации.

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 22.01.2021

Дата обновления: 22.01.2021

Дата публикации: 29.10.2020

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (928) 577-04-17

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».